Санкт-Петербург, Средний проспект В.О., д.77
Василеостровская
часы работы 10:00-18:00, касса с 10:00 до 17:00
Понедельник, вторник - выходной

История музея

Первый музей в старейшем трамвайном парке города – тогда трампарке им. Леонова – появился 29 сентября 1967 года.  Дата открытия музея была приурочена к 60-летней годовщине пуска трамвая в Санкт-Петербурге. На тот момент его  представляли следующие разделы: “Предыстория парка”, “Строительство и пуск первой линии трамвая”, “Революционная деятельность трамвайщиков”, “Работа парка с первых дней Советской власти и до начала Великой Отечественной войны”, “Деятельность коллектива парка  в период Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда”, “Работа в послевоенный  период и до наших дней”.

 

Идея собрать воедино сохранившуюся  технику, которая работала в нашем городе в разные годы, впервые возникла 18 марта 1979 года. В тот день последняя "Американка" (так ленинградцы называли  поезд из вагонов ЛМ/ЛП-33 образца 1933 года) совершила прощальный рейс и была сохранена для будущего музея.

 

В 1982 году появился репликар английского вагона Brush (именно они впервые вышли на городские маршруты в 1907 году). Трамвай, ставший одним из первых экспонатов музея, был построен на базе служебного вагона МС-1 1929 года. Впоследствии он использовался как экскурсионный и даже участвовал в киносъемках. Так, его можно увидеть в фильмах «Как стать звездой» (1986 г.), «Собачье сердце» (1988 г.) и других картинах.

 

 

Наконец, во второй половине восьмидесятых годов по инициативе Андрея Юрьевича Ананьева, который трудился главным инженером  в трампарке №7, началось комплектование полномасштабной коллекции трамвайных вагонов. Оценить проведенную работу горожане смогли в год 90-летия петербургского трамвая. Круглую дату отметили  парадом музейных вагонов. В сентябре 1997 года  на маршрут вышли Brush (Бреш) и вагон конки, поезд МС-МСП начала 1930-х годов, отремонтированная "Американка" и восстановленный из путеизмерителя «Слон» ЛМ-47 с прицепом ЛП-47, «Стиляга» ЛМ-57 и «Аквариум» ЛМ-68.  В составе колонны были и трамваи ЛВС-86А (первый в России с двигателями переменного тока) и трехсекционный восьмиосный ЛВС-93, которые передали в музей спустя несколько лет. 

 

В 1999 году при активном участии Алексея Евгеньевича Гонтарева (ныне сотрудник производственного депо Службы подвижного состава "Горэлектротранса") началась работа по восстановлению троллейбусов. Сначала фонд музея пополнил  ЯТБ-1 1936 года постройки. Эти машины одними из первых появились на улицах Ленинграда. Долгое время считалось, что все довоенные советские троллейбусы утрачены,  к счастью, это оказалось не так. Уникальную технику энтузиасты обнаружили на дачном участке под Зеленогорском, там деревянный кузов троллейбуса почти полвека служил сараем. Воссоздание заняло 5 лет — обновленный ЯТБ вновь вышел на петербургские улицы 31 марта 2004 года. 

 

Следующим был восстановлен ЗиУ-5Г 1967 года выпуска — работы над ним закончены в 2005 году. В тот же период расширилась и трамвайная коллекция: с 2004 по 2006 года закончился заводской ремонт  трамваев МС-1, МС-2, МС-4, МСо. Троллейбус МТБ-82Д 1947 года, известный благодаря творчеству Булата Окуджавы как «синий троллейбус»,  вышел на улицы в 2008 году, а ранний вариант самого массового троллейбуса в мире — ЗиУ-682Б — в 2009-м. Лаборатория контактной сети на базе троллейкара КТГ-1 1976 года постройки — самостоятельно поехала в 2010-м.

 

Сейчас работы ведутся по всем направлениям: пополнение коллекции трамваев, троллейбусов, автобусов; ремонтно-реставрационные работы; подготовка тематических выставок и иных экспозиций. В настоящий момент заканчивается ремонт  грузового трамвая ГМу 1940 года и автобуса ЛАЗ-695Н, а также проводится полный цикл реставрационно-восстановительных работ автобуса ЗиЛ-158В 1964 года выпуска.

 

Долгое время коллекции музея были доступны только для узкого круга специалистов и работников предприятия. Трамвайные вагоны хранились в трампарке №7 (им. Володарского), а затем в трампарке №2 (им. Леонова), троллейбусы — на троллейбусном заводе предприятия. 15 апреля 2006 года прошел первый День открытых дверей, и все желающие смогли познакомиться с уникальной ретротехникой, выставленной в первом депо трампарка №2 на Васильевском острове.

 

1 июля 2008 года музей получил статус структурного подразделения СПб ГУП "Горэлектротранс", и часть территории трампарка №2 была закреплена за ним.  Год спустя на Васильевский остров с троллейбусного завода перевезли и  троллейбусы. А с 21 июля 2010 года начались регулярные экскурсии для горожан.

 

Сегодня двери музея открыты для всех желающих.   Познакомиться с его коллекцией и в прямом смысле прикоснуться к истории развития городского общественного транспорта в нашем городе можно в любой день со среды по воскресенье, кроме понедельника и вторника с 10:00 до 16:30. Экскурсии проводятся только по субботам и воскресеньям в 10:00, 11:30, 14:00 и 16:00.