Санкт-Петербург, Средний проспект В.О., д.77
Василеостровская
По записи со среды по воскресенье
Запись на экскурсии +7(981)980-01-93 (понедельник-пятница), +7(812)321-54-05 (суббота-воскресенье)

Сила тока. К 85-летию Энергохозяйства Горэлектротранса

15 марта 2019

Энергетическая служба «Лентрамвая» была образована 1 марта 1934 г. Как и 85 лет назад, сегодня это подразделение отвечает за надёжность системы электроснабжения ГЭТ. Хозяйство обширное: контактная и кабельная сети, тяговые подстанции, подразделение сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ), электродиспетчерский отдел. От чёткой работы Энергохозяйства зависит бесперебойное движение трамваев и троллейбусов. Свой юбилей энергетики, как всегда, встречают на круглосуточном посту.

 

История зарождения энергетической службы берёт начало ещё на рубеже 19 – 20 веков, когда конка уже не справлялась с растущими пассажиропотоками столицы, и в Петербурге возникла острая необходимость улучшения городского пассажирского транспорта. Вот несколько ключевых дат. В 1880 году в Дегтярном переулке стараниями петербургского инженера Фёдора Аполлоновича Пироцкого впервые в Российской Империи был «двинут вагон электрической силою». Спустя 15 лет после изобретения трамвая движимый электричеством вагон впервые вышел на маршрут, правда, пока только по льду Невы. А в 1903 году Городская Дума поручила специальной комиссии подготовить проект перевода всей конки на электрическую тягу.

 

К моменту открытия трамвайного движения в городе 29 сентября 1907 года появились контактная сеть, опоры, трансформаторные подстанции, обслуживающий электрическое хозяйство персонал. При этом трамвайная инфраструктура сразу стала неотъемлемой частью архитектурного облика Петербурга и его культурной среды. Настоящим произведением искусства были опоры контактной сети на Невском проспекте. Некоторые такие опоры сохранились и в наше время, их можно увидеть на Троицком мосту.

 

 

После окончания гражданской войны трамвайная сеть стала быстро развиваться, а вместе с ней развивалось и энергохозяйство. Толчок к развитию службы дало и появление в Ленинграде в 1936 году нового вида транспорта – троллейбуса. 1941-й год намечался как год дальнейшего прогресса и коренной реконструкции городского электрического транспорта. Это касалось и сферы энергоснабжения, однако планы нарушила война. Многие работники Энергослужбы ушли в армию, десятки энергетиков погибли на фронте и в блокадном Ленинграде. Оставшиеся на рабочих местах сотрудники поддерживали своё хозяйство в исправном состоянии.

 

 

Благодаря грамотно организованной работе восстановить движение трамвая в блокадном Ленинграде удалось в кратчайшие сроки. Одной из трёх подстанций, через которые 8 марта 1942 года был дан ток в сеть для грузового трамвая, была и тяговая подстанция «Центральная» (№ 11), ныне известная как Блокадная подстанция на набережной Фонтанки. Позднее в числе 6-ти тяговых подстанций она обеспечила возобновление пассажирского трамвайного движения 15 апреля 1942 года.

 

После войны – а восстановительный период закончился лишь в начале 1950-х годов - усилия коллектива Энергохозяйства были направлены на усовершенствование инфраструктуры и оборудования. Внедряются новые технические решения и в наши дни. На городских магистралях появляются уникальные трамвайно-троллейбусные пересечения и полимерные стрелки, позволяющие минимизировать случаи задержек электротранспорта на оживлённых перекрёстках и увеличивающие скорость движения. Внедряется синтетическая подвесная система контактной сети, тяговые подстанции оснащаются современным оборудованием, благодаря чему экономится энергопотребление. В 2014 году на службу в Горэлектротрансе заступил новый вагон-лаборатория по определению параметров контактной сети трамвая.

 

Вагон-лаборатория

 

В Музее городского электрического транспорта есть экспонаты, рассказывающие об истории Энергохозяйства. Так, в 2015 году на хранение была торжественно передана автовышка АТ-76 на базе автомобиля ЗИЛ-130. В 70-е годы в проектирование таких автовышек с высотой подъёма 7 метров много труда и опыта вложили тогдашний директор Автобазы Горэлектротранса П.М. Степанов и главный инженер В.А. Баев. Новая техника была спроектирована на Ленинградском заводе по ремонту городского электротранспорта (с 1993 года - Петербургский трамвайно-механический завод).

 

Автовышка на базе ЗИЛ-130 и её водитель Андрей Ципин

 

Сегодня круглосуточную работу Энергохозяйства в общей сложности обеспечивают 488 человек, а также 36 единиц спецтехники: вышки контактной сети, телескопические вышки, оперативные автомобили тяговых подстанций и кабельной сети. Эксплуатируются 86 тяговых подстанций, свыше 1900 км одиночного провода трамвая и троллейбуса, 1157 км кабельной сети, 233 электрифицированных стрелочных перевода трамвая и 455 электрических стрелок троллейбуса.

Предыдущая новость
Следующая новость