Санкт-Петербург, Средний проспект В.О., д.77
Василеостровская
По записи со среды по воскресенье
Запись на экскурсии +7(981)980-01-93 (понедельник-пятница), +7(812)321-54-05 (суббота-воскресенье)

Выставка «Апрельский трамвай» начала работу в музее

07 апреля 2017

С 6 апреля в Музее городского электрического транспорта работает выставка «Апрельский трамвай», которая посвящена 75-летию восстановления пассажирского трамвайного движения в блокадном Ленинграде.

 

На экспозиции можно увидеть исторические фотографии запуска трамвая 15 апреля 1942 года, кадры из фильмов «Балтийское небо» и «Блокада», а также серию пастелей, выполненных художницей Верой Ильиной. Также на выставке будет представлен эскиз скульптурной композиции «Дети войны», созданного скульптором Ахнафом Зиякаевым – автором памятника конке на Васильевском острове.

 

Петербургская художница Вера Ильина окончила Рисовальные  классы в Санкт-Петербургской Академии Художеств им И.Е. Репина, является членом Союза Художников России. На выставке «Апрельский трамвай» будет представлена серия работ, выполненная в технике пастели и посвященная блокаде Ленинграда, которую художница создавала в течение последних пяти лет. Среди представленных работ: «Бомба на Боровой», «Остатки жилья», «Весной 42-го», «Фронт – он во всём», «Забытая Братская могила», «Готовимся к уличным боям», «Пожар на Бадаевских складах», «Просто детский концлагерь. Гатчина», «Где ты, мирная жизнь» и другие.  В качестве посвящения трамвайному движению Вера Ильина создала работы «Автово. Баррикады из трамваев», «Трамвай идёт на фронт». Пообщаться с автором можно будет на открытии выставки, которое состоится 14 апреля, в рамках Акции Памяти в Музее городского электрического транспорта.

 

* * *

 

Накануне Великой Отечественной войны трамвай был главным транспортом Ленинграда. Трамваи ежедневно перевозили около 3 миллионов пассажиров, что составляло  90% всех пассажиров города. Трамвайная маршрутная сеть соединяла все районы Ленинграда таким образом, чтобы обеспечить пассажирам поездки без пересадок. Ежедневно по 42 маршрутам курсировали 750–800 поездов (1835 вагонов), маршрутная сеть насчитывала свыше 700 км. В начале 1941 года началось строительство новых линий, проектировалось сразу нескольких парков. Но война помешала осуществлению этих планов.

8 сентября 1941 года вокруг Ленинграда сомкнулось кольцо блокады. Тысячи работников парков и служб вступили в ряды Красной Армии и добровольческие отряды. Места ушедших на фронт заняли женщины и подростки. Благодаря этому в первые месяцы блокады электрический транспорт продолжал работать и перевёз 3,5 миллиона пассажиров. Трамвай остался единственным пассажирским транспортом блокадного Ленинграда, так как с началом войны часть автобусов была передана в действующую армию, оставшиеся автобусы  эвакуировали население из города.

 

В Ленинград привозили большое количество раненых. На трамваях их доставляли от санитарных поездов к больницам и госпиталям. Для этих целей часть «американок» (пассажирские трамваи ЛМ-33) переоборудовали в санитарные вагоны: вместо сидений в салоне появились кронштейны в три яруса для носилок. Для оперативного оказания первой помощи пострадавшим в вагонах провели отопление и установили баки с горячей водой.

 

Но осуществлять перевозки становилось труднее. Артобстрелы делали поездку на трамвае опасной для жизни. Бомбы уничтожали вагоны и контактную сеть, гибли горожане. Из-за перебоев в подаче электроэнергии, разрушения контактной сети и снежных заносов начались перерывы в трамвайном и троллейбусном сообщении. 8 декабря 1941 года регулярное движение электротранспорта прекратилось. Город остался без транспорта. К голоду и страшному холоду прибавилось необходимость добираться до работы пешком. Расстояния обрели реальность. По дороге на работу люди теряли последние силы. Казалось, вместе с трамваем из города ушла жизнь.

 

Блокадному городу был необходим трамвай. В начале 1942 года с фронта вызвали талантливого инженера-энергетика И.Е. Поха, под его руководством коллектив Энергослужбы работал над восстановлением тока в Ленинграде. Чтобы вновь открыть грузовое и пассажирское движение, потребовалось восстановить 150 км контактной сети — почти половину сети города. Наконец, 7 марта по Загородному проспекту двинулись грузовые трамваи. С их помощью значительно ускорилась очистка города от мусора и снега.

 

15 апреля 1942 года на улицы города вернулись пассажирские трамваи. Трамвайный звон как символ городской жизни и надежды на победу стал настоящим праздником для жителей Ленинграда.  «Люди бросили работать, смотрели на... бежавший по рельсам вагон, и вдруг раздались аплодисменты десятков тысяч человек. Это ленинградцы овацией встретили первый воскресший вагон», – вспоминал поэт Николай Тихонов.

 

Всего лишь четыре месяца зимы 1941–1942 гг. из-за отсутствия электроэнергии трамвайное движение было приостановлено. Этот короткий период сполна ощутили на себе жители блокадного города. Поначалу было открыто 5 трамвайных маршрутов, по диагонали пересекавшие город. С одной пересадкой можно было добраться в любой район Ленинграда. Проезд по-прежнему стоил 15 копеек. Впереди ленинградцев ждали ещё две зимы, лавины вражеского огня, голод и смерть. Но в город вернулось движение, вместе с ним начала возвращаться жизнь.

 

После восстановления трамвай стал единственным пассажирским транспортом в блокадном Ленинграде. Троллейбусное движение было возобновлено 24 мая 1944 года, после полного снятия блокады, когда город уже возвращался к мирной жизни. Первые троллейбусы, выпущенные на улицы, были окрашены в красный цвет. Регулярное автобусное движение возобновилось в Ленинграде только 1 августа 1945 года.

Предыдущая новость
Следующая новость