Санкт-Петербург, Средний проспект В.О., д.77
Василеостровская
По записи со среды по воскресенье
Запись на экскурсии +7(981)980-01-93 (понедельник-пятница), +7(812)321-54-05 (суббота-воскресенье)

28 сентября откроется выставка о создателе легендарного трамвая «Американка» - конструкторе Дмитрии Кондратьеве

26 сентября 2019

28 сентября откроется выставка о создателе легендарного трамвая «Американка» - конструкторе Дмитрии Кондратьеве

 

В Музее городского электрического транспорта 28 сентября открывается выставка, посвящённая Дмитрию Ивановичу Кондратьеву – инженеру, одному из конструкторов трамвайных вагонов серии ЛМ-33 и ЛП-33, прозванных ленинградцами «Американками». Выставка приурочена к 112-летию петербургского трамвая. На ней можно увидеть выдержки из «Кондратьевского альбома» - так называется сборник чертежей и описаний трамвайных вагонов Ленинграда, созданных Д.И. Кондратьевым. Кроме того, будут представлены масштабные модели трамваев разных лет, в том числе, МС и ЛМ-33.

 

Фотографии альбома:

 

Дмитрий Иванович Кондратьев родился в 1899 году и ушёл из жизни в сравнительно молодом возрасте – вскоре после Победы, в 1945 году. Его главные детища – трамвайные вагоны МС и ЛМ-33 – верой и правдой служили городу на Неве и стали одним из символов борьбы блокадного города за жизнь. Кондратьев считался одним из авторитетнейших конструкторов Ленинграда. Помимо работы инженера преподавал в институте, готовил будущих специалистов. После себя он оставил сотни страниц формул, таблиц и чертежей. Каждая из рабочих тетрадей датирована и позволяет восстановить, когда и чем занимался выдающийся конструктор. Один из таких памятников технической литературы – так называемый «Кондратьевский альбом». С отдельными страницами сборника можно познакомиться на новой выставке в Музее городского электрического транспорта.

 

На Кировском заводе молодой конструктор, которому едва минуло 27 лет, в конце 1920-х годов разработал первый отечественный двухосный трамвайный вагон, имевший цельнометаллический стальной остов – «Моторный Стальной» (МС). Он был более прочным и более долговечным, чем его предшественники. За пять с половиной лет было построено две тысячи  МС и лишь в конце 70-х они ушли с линии! А в начале 1930-х с ростом пассажиропотоков потребовалось создать более вместительные вагоны. Советские инженеры под руководством Дмитрия Ивановича отправились за рубеж, чтобы изучить опыт иностранных коллег. Внимание специалистов привлекли четырёхосные вагоны фирмы «Peter Witt», которые эксплуатировались в США. По мотивам американских в Ленинграде и были спроектированы вагоны ЛМ-33, что и стало причиной народного названия для трамваев – «Американка». Эти трамваи за почти пять десятилетий на линии перевезли 4,8 миллиарда пассажиров!

 

Яков Годес в книге «Этот новый старый трамвай» писал: «Дмитрий Иванович был не только руководителем конструкторского коллектива, а мозгом и душой всей работы. Своей одержимостью Кондратьев заражал всех.<…> Он сумел сплотить вокруг себя таких же целеустремленных, увлеченных, талантливых инженеров. Заканчивался рабочий день — и они направлялись в большой пятиэтажный дом на углу улиц Марата и Разъезжей — здесь, на четвертом этаже, в большой коммунальной квартире жил Кондратьев. На столе появлялся лист ватмана, справочники... И до поздней ночи продолжались нескончаемые разговоры».

 

Напомним, накануне Горэлектротранс показал процесс воссоздания легендарной «Американки» (ЛМ-33) для маршрута «Первый туристический», который представят широкой публике 27 октября, в День работника автомобильного и городского пассажирского транспорта.

 

Предыдущая новость
Следующая новость