Санкт-Петербург, Средний проспект В.О., д.77
Василеостровская
По записи со среды по воскресенье
Запись на экскурсии +7(981)980-01-93 (понедельник-пятница), +7(812)321-54-05 (среда-воскресенье)

В Экспозиционно-выставочном комплексе ГЭТ обсудили роль технических музеев как профориентационных центров

11 октября 2022

11 октября Горэлектротранс продолжил серию мероприятий, приуроченных к году 115-летия петербургского трамвая. В Экспозиционно-выставочном комплексе городского электрического транспорта (ЭВК ГЭТ) состоялась II научно-практическая конференция «Популяризация технического наследия в музее». Эта тема приобретает новый интерес в преддверии технологической революции, на пороге которой стоит городской транспорт, и усложнения требований к транспортным специальностям. В экосистеме обучения кадров помимо учебных организаций при предприятиях, среднеспециальных учреждений и вузов особую нишу занимают музейные пространства как первоначальный уровень вовлечения в профессиональную среду транспортной отрасли.

 

Как сделать транспортные и технические музеи привлекательными для всех, включая любителей и будущих специалистов транспорта? О ключевой цели конференции, проводимой в старейшем трамвайном депо на Васильевском острове, рассказал директор Трамвайного парка № 3 СПб ГУП «Горэлектротранс» Артём Михайлов:

 

«Мы имеем дело с техникой, но мы видим её по-другому, не просто как ознакомление населения, наших гостей с трамваями и троллейбусами. Мы видим это также как этап в процессе изучения и подготовки будущих кадров для транспортной отрасли, для Горэлектротранса - ещё с детского возраста. То есть, деятельность Экспозиционно-выставочного комплекса мы рассматриваем как профориентацию, и поэтому в рамках концепции развития комплекса мы хотим организовать здесь не только музейное пространство, но и детскую трамвайную дорогу, и многое другое, где ребята с детства будут вникать в аспекты транспортной работы», - отметил директор Трамвайного парка №3, в структуру которого входит Экспозиционно-выставочный комплекс ГЭТ.

 

Цели конференции особенно актуальны на фоне недавно (на ПМЭФ-2022) презентованной Горэлектротрансом концепции развития Экспозиционно-выставочного комплекса ГЭТ, которая предполагает объединение трёх старинных депо в единый центр по изучению прошлого, настоящего и будущего электротранспорта с детской трамвайной дорогой, учебной базой, мультимедиа тренажерами и концертным залом-трансформером. Речь идет о роли технических музеев как ещё об одной точке притяжения для ребят разных возрастов в процессе профориентации.

 

Гостей конференции сегодня встречал отреставрированный к 115-летию петербургского трамвая служебный вагон «Хозяин», а вот как продвигается реставрация троллейбусной коллекции рассказал специалист ЭВК ГЭТ Алексей Гонтарев. Всего в фондах исторической коллекции СПб ГУП «Горэлектротранс» находятся 25 троллейбусов, 7 из них восстановлены и представлены в экспозиции, еще 3 единицы – в процессе восстановления прямо сейчас. В числе критериев отбора техники в экспозицию Алексей Гонтарев отметил визуальное восприятие модели, возможность хранения в текущих условиях, комплексность на момент осмотра, сложность проведения реставрационных работ, фактор возможности перевозки в фондохранилище, продолжительность эксплуатации модели на городских маршрутах. Интересно, что старейший троллейбусный экспонат, знаменитый троллейбус ЯТБ-1 1936 года эксплуатировался 17 лет, а после обнаружения и восстановления списанной модели он снова на ходу и эксплуатируется уже 18 лет.

 

О подходах к популяризации технических музеев также рассказали приглашенные спикеры-эксперты. Доклад о роли технических музеев в имиджевой политике государства на примере Морского музея Таллина представил профессор кафедры музеелогии и культурного наследия СПбГИК Андрей Мухин.

 

 

На примере выставочного проекта «Поезд №1», посвященного экспрессу «Красная стрела» начальник научно-просветительского отдела Музея железных дорог России Павел Дунаев рассказал о передаче будущим поколениям транспортников в виде «цифровой памяти» рассказов ветеранов отрасли и взаимодействии с волонтерами. Главный экспресс Советского союза и России также помогает с новой точки зрения увидеть известных пассажиров «Красной стрелы» не просто как государственных и культурных деятелей, но и как простых путников, оставляющих свои заметки в книге отзывов поезда.

 

Ключевым тезисом директора Музея Транспорта Москвы Оксаны Бондаренко стала идея, что транспортный музей – это музей о том, что движет городом, и его целевой аудиторией являются абсолютно все. Поэтому московские транспортники сконцентрированы на задаче рассказать о технике максимально интересно для широкой аудитории, тестируя современные музейные технологии на различных выставочных и инфраструктурных площадках столицы и создавая среду для коммуникации о будущем. Напомним, что открытие Музея Транспорта Москвы запланировано на конец 2024 года на в здании исторического гаража по проекту архитектора Константина Мельникова на Новорязанской улице. 

 

Также в конференции приняли участие другие профильные специалисты и научные сотрудники СПб ГУП «Горэлектротранс», СПб ГУП «Пассажиравтотранс», ГУП «Петербургский метрополитен», Центрального военно-морского музея имени императора Петра Великого, Центрального музея железнодорожного транспорта, а также вузов и реставрационных мастерских.

 

Предыдущая новость
Следующая новость