Санкт-Петербург, Средний проспект В.О., д.77
Василеостровская
часы работы 10:00-18:00, касса с 10:00 до 17:00
Понедельник, вторник - выходной

О музее

Адрес: 196026, Россия, Санкт-Петербург, Васильевский остров, Средний проспект, д.77

Ближайшая станция метро: "Василеостровская".

Добраться от метро можно на трамваях №№ 6, 40, автобусе № 6, 

остановка  "19-я линия, Музей общественного транспорта".

Справки, заказ экскурсий, видео- и фотосессий, съёмок художественных фильмов по телефону: 244-18-20 доб. 4910.

Музей работает с среды по воскресенье с 10:00 до 18:00 часов. Касса работает: с 10:00 до 17:00 часов

Понедельник, вторник - выходной.

Экскурсионное обслуживание только в субботу и воскресенье: 10:00; 11:30; 14:00; 16:00.

Самостоятельное посещение музея по билетам  с среды по воскресенье, вход с 10.00. до 17.00

Стоимость билета:

Полный - 300 рублей

Льготный - 100 рублей

Поездки по мини-маршруту (после экскурсии):

Полный - 160 рублей

Льготный - 100 рублей

 

 


27 мая 1703 г.  День рождения Санкт-Петербурга
 
28 августа 1863 г. – Открытие пассажирского коночного движения в Санкт-Петербурге
 
29 сентября 1907 г.  Открытие трамвайного движения в Санкт-Петербурге
 
21 октября 1936 г.  Открытие троллейбусного движения в Ленинграде
 
Декабрь 1941 г. – Прекращение движения электротранспорта в осажденном Ленинграде
 
15 апреля 1942 г.  Возобновление трамвайного движения в блокадном Ленинграде
 
27 января 1944 г.  Полное снятие блокады Ленинграда
 
24 мая 1944 г.  Открытие троллейбусного движения после снятия блокады
 
Середина 80-х гг. – Ленинград становится Трамвайной столицей мира по протяженности трамвайных путей
 
1989 г. – в Ленинграде выпущен самый длинный на тот момент трамвайный вагон ЛВС-89 (30,5 метров)
 
     Обозначение трамвайных маршрутов с помощью сочетания двух цветных огней было введено столичной Городской Думой осенью 1910 года. Тогда для удобства стрелочников над крышей моторных вагонов рядом с номерами маршрутов стали устанавливать по два цветных треугольника. А в темное время суток на том же месте зажигали два прожектора со стеклами соответствующих цветов. Использование такой системы обозначения стало отличительной чертой петербургского трамвая.
     Каждому трамвайному маршруту  помимо номера присвоен свой цветовой код: определенное сочетание двух цветных маршрутных огней – софитов, которые расположены спереди, по бокам от таблички с номером маршрута. В настоящее время цветовые маршрутные указатели применяются для удобства пассажиров.
     Используется пять цветов: белый, желтый, красный, зеленый и синий. Каждому номеру маршрута соответствует определенное сочетание огней и их порядок. При этом, если трассы не пересекаются, некоторые цветовые сочетания могут повторяться в разных районах города.
     Горящие софиты видны пассажирам, ожидающим трамвай на остановке, значительно раньше, чем цифра на маршрутоуказателе. Особенно это помогает им распознать нужный транспорт в условиях плохой видимости – в непогоду и темное время суток.
     Цветные маршрутные огни - эта одна из уникальных традиций Санкт-Петербурга. Нигде в других городах бывшего СССР они на сегодняшний день не применяются, да и конструкцией вагонов их установка не предусмотрена.
      В трамваях нового поколения, используются светодиоды, которые дают более яркий и насыщенный свет. Менять цвета таких софитов намного проще. Водителю достаточно задать определенную программу на бортовом компьютере с номером необходимого маршрута, и на табло загорится нужное сочетание цветов.
 
Система цветовых обозначений 1914 года
Система цветовых обозначений в 1980 - 1990 годы
Современная система цветовых обозначений
Трамвайный парк №1, адрес: Московский проспект, 83
«Московский трамвайный парк» открыт в октябре 1907 года. С 1914 года из парка начался выпуск не только пассажирских, но и грузовых трамваев. В 1922 году название «Московский» упразднено, вместо него парку присвоен №1 и имя И.И. Коняшина. В 1935 году грузовой трамвайный парк стал самостоятельным и получил имя Е.И. Красуцкого, однако в 1971 году парки снова объединились. В 1997 году в Петербурге прекращены грузовые трамвайные перевозки, и первый парк стал только пассажирским. До 2000 года трампарк имел гейт с варшавским направлением железной дороги.
 
Трамвайный парк №2, адрес: Средний проспект, 77
«Василеостровский трамвайный парк», самый первый в городе, открыт в сентябре 1907 года. Он был построен специально к пуску электрического трамвая в Санкт-Петербурге. В 1922 году название «Василеостровский» упразднено, вместо него парку присвоен № 2 и имя А.П. Леонова. В 2003 году при объединении двух парков, трампарк на Васильевском стал второй площадкой трамвайного парка № 3. В 2003—2005 годах из-за ремонта Среднего проспекта парк был изолирован от основной трамвайной сети и обслуживал только один маршрут. 15 января 2007 года прекратил осуществлять выпуск вагонов на линию, весь подвижной состав передан в трамвайные парки №№ 3, 8 и СТТП. В данный момент часть территории парка занимает единственный в Санкт-Петербурге Музей городского электрического транспорта.
 
Трамвайный парк №3, адрес: Большая Посадская улица, 24/2
Открыт в 1876 году как «Петербургский коночный парк», с 1909 года — «Петербургский трамвайный парк». В 1922 году название «Петербургский» упразднено, вместо него парку присвоен №3 и имя К.Н. Блохина. В 2003 году при объединении с трампарком №2, он стал  первой площадкой выпуска вагонов, а территория парка на Васильевском — второй площадкой. 
 
Трамвайный парк №5, адрес: Сердобольская улица, 2г
«Ланской трамвайный парк» открыт в сентябре 1917 года. В 1922 году название «Ланской» упразднено, вместо него парку присвоен № 5 и имя М.И. Калинина, однако наименование «Ланской» употребляется горожанами до сих пор из-за территориальной близости одноименной железнодорожной станции. В 1956 году в литейном цеху трамвайного парка по инициативе инженера П.П. Степанова по первоначальному рисунку были заново отлиты утраченные перила Почтамтского моста. Исторические ограждения переправы были установлены в том же году. 
 
Трамвайный парк №7, адрес: улица Грибакиных, 3
Открывшемуся в ноябре 1931 года парку сразу были присвоены № 7 и имя В.В. Володарского. В 1994 году у парка появилась вторая площадка – новое трамвайное кольцо «Рыбацкое».
 
Совмещенный трамвайно-троллейбусный парк, адрес: Гражданский проспект, 131
Самый молодой парк предприятия, десятый трамвайный по счету, открыт в октябре 1981 года. При ссылке на парк чаще всего используется аббревиатура СТТП (кстати, среди троллейбусных парков СТТП - пятый по счету).
 
Трамвайный парк №8, адрес: проспект Стачек, 114 (бывший трамвайный парк №9)
Открыт в январе 1916 года как депо «Княжево» Ораниенбаумской электрической линии (ОРАНЭЛа). В начале 1930-х годов ОРАНЭЛа передана Управлению городских железных дорог, название «Княжево» упразднено, и вместо него парку присвоен № 9 и имя И.Е. Котлякова, однако вплоть до 1958 года его территория использовалась только как площадка для временной стоянки подвижного состава. В 2003 году парк на Стачек объединился с трампарком №8 и унаследовал его порядковый номер. 
 
Бывший трамвайный парк №8, адрес до 2003: улица Маршала Говорова, 33
«Трамвайный парк Кировского района» открыт в апреле 1936 года, тогда же ему был присвоен № 8. В 2003 году при объединении с парком на Стачек, некоторое время он работал в качестве его второй площадки, осуществляющей выпуск вагонов на линию. Сейчас по этому адресу расположена Служба пути петербургского «Горэлектротранса». 
 
Бывший трамвайный парк №4, адрес: Дегтярный переулок, 3
Открыт в 1876 году как «Рождественский коночный парк», с 1914 года — «Рождественский трамвайный парк». В 1922 году название «Рождественский» упразднено, вместо него парку присвоен № 4 и имя В.С. Смирнова. С 1936 по 1940 года из трамвайного парка № 4 наряду с трамваями на линию выпускались и троллейбусы. С 2003 года парк закрыт, а подвижной состав передан на другие площадки. До октября 2005 года на его территории утилизировали списанные вагоны трамвайного парка №1.  Был снесен весной 2008 года.
 
Бывший трамвайный парк №6, адрес: Барочная улица, 12
Открытому в марте 1925 года парку были присвоены № 6 и имя А.К. Скороходова. Еще при строительстве его называли  «Крестовский трамвайный парк», но из-за семилетнего перерыва в работах, парку было не суждено носить это название. В 2003 году был закрыт, вагоны переданы в другие подразделения. На его территории  до 2005 года продолжала работать Служба движения предприятия. Впоследствии парк был снесен.
 

Экспозиция музея (10)