Экспозицию Комплекса пополнил единственный в мире грузовой ретротрамвай ГМ-33
К 82-й годовщине пуска блокадного трамвая в осажденном Ленинграде Экспозиционно-выставочный комплекс ГЭТ завершил реставрацию нового экспоната – вагона 1940 года производства ленинградского Вагоноремонтного завода №1 (ВАРЗ-1). Построенный как пассажирская модель ЛМ-33, заставший блокаду и послевоенные годы, вагон №4435 несколько раз переезжал из одного парка в другой и, наконец, к 1979 году был переделан в грузовой трамвай ГМ-33. В таком качестве, по воспоминаниям современников, работал в Совмещенном трамвайно-троллейбусном парке, пока в 2002 году не оказался в фондах нынешнего ЭВК ГЭТ. В 2024 году после двухлетней реставрации ГМ-33 пополнил выставочную экспозицию в Василеостровском трамвайном парке.
Трамваи ЛМ-33 (ленинградский моторный 1933 года разработки), в том числе их «грузовая версия», эксплуатировались только в Ленинграде. Модель образца 1933 года стала первой серийной продукцией нового завода ВАРЗ-1, открывшегося в 1934 году. Модель производилась исключительно для Ленинграда.
С появлением грузовой модификации можно говорить о том, что теперь в Экспозиционно-выставочном комплексе собрана полная коллекция вагонов образца 1933 года:
ЛМ-33 (Ленинградский Моторный);
ЛП-33 (Ленинградский Прицепной);
ГМ-33 (Грузовой Моторный).
Все они – в единственном экземпляре и единственные сохранившиеся в мире. ГМ-33 после реставрации впервые представили к значимой трамвайной годовщине: 15 апреля 1942 года в осажденном Ленинграде возобновилось трамвайное движение.
«Реставрация старой техники – это всегда непредсказуемо. До конца сложно сказать, с какими проблемами придется столкнуться, но мы научились эти проблемы преодолевать и доводить технику до оригинального и работоспособного состояния. Мастера пользуются фотографиями и архивными документами, чтобы обеспечить вагону подлинный исторический вид. Иногда приходится восстанавливать старые запчасти, а некоторые - нужно изготовить заново. Тем не менее, рама и основные составляющие вагона - остаются в оригинале. Для вагона 1940 года постройки крайне актуально было укрепить раму, исключив её подвижность на ходу», - рассказал начальник группы экспозиционно-выставочных программ ЭВК ГЭТ Павел Ялышев.
Символично, что презентация нового экспоната состоялась в Василеостровском трамвайном парке (бывший трампарк им. А.П. Леонова), где в Центральных вагоноремонтных мастерских были собраны первые опытные вагоны ЛМ-ЛП-33, разработанные командой выпускника ЛИИЖТа, молодого конструктора Дмитрия Ивановича Кондратьева.
Дмитрий Иванович Кондратьев родился в 1909 году. После окончания Ленинградского института железнодорожного транспорта работал конструктором бюро завода «Красный путиловец» (ныне – «Кировский завод»), где занимался разработкой и проектированием пассажирских трамвайных вагонов. На этом заводе конструкторы под руководством Д.И. Кондратьева и В.В. Беляйкова собрали первые советские двухосные пассажирские вагоны МС-ПС. Всего было выпущено 915 моторных и 335 прицепных вагонов.
В 1933 году под руководством молодого конструктора Д.И.Кондратьева были спроектированы и выпущены первые четырехосные ЛМ-33 и ЛП-33, принципиально отличавшиеся от «эмэсок» и призванные решить острый вопрос вместимости пассажирских вагонов. С 1933 по 1940 год было выпущено 232 поезда ЛМ-ЛП-33.
В 1941 году Дмитрий Иванович выпустил «Трамвайные вагоны. Исторический альбом» со сведениями о конструкциях и технических особенностях пассажирских трамвайных вагонов.
За создание образцов трамвайных вагонов и достигнутые результаты в работе авторитетного конструктора Дмитрия Кондратьева пригласили на преподавательскую работу в институт и без защиты кандидатской диссертации присвоили звание доцента ЛИИЖТа. Кандидатскую он защитил спустя полтора года.
Д.И.Кондратьев умер в 1945 году.
Вагоны ЛМ-33 стали первыми четырехосными трамваями большой вместимости, изготовленными в Ленинграде. За это их прозвали вагонами-гигантами. Эксплуатируемые до этого вагоны были в 1,5 раза меньше по количеству пассажирских мест.
Что касается управления вагоном, изначально водителю ЛМ-33 предстояло работать стоя, это было необходимо для сохранения внимательности, ведь уснуть в таком положении гораздо труднее. Позже для вагоновожатого обустроили кабину, чтобы пассажиры не задевали его случайно при посадке-высадке и не мешали управлять вагоном.
Также по теме:
-
16 апреля 2024
Единственный в мире грузовой ретротрамвай на базе ЛМ-33 представили в Экспозиционно-выставочном комплексе ГЭТ