ЭВК ГЭТ запускает новую экскурсию по маршруту Оранэлы
В субботу 29 июня в 11:00 состоится первая трамвайная экскурсия по маршруту знаменитой Оранэлы – Ораниенбаумской электрической линии. Стартовая поездка в Стрельну и обратно будет бесплатной, последующие экскурсии будут проводиться 1 раз в 2 недели на коммерческой основе. Сбор гостей по адресу пр. Стачек, 114 возле памятника Блокадному трамваю, прибыть на место необходимо за 15 минут до отправления. Количество мест ограничено.
В программе экскурсии:
- Экскурс в историю возникновения Оранэлы, а также в её военную историю, по пути следования в Стрельну.
- Посещение выставки в здании конечной станции в Стрельне. В этом году Экспозиционно-выставочный комплекс городского электрического транспорта открыл здесь экспозицию, в которой представлен фрагмент кабинета начальника Трамвайно-троллейбусного управления Ленгорисполкома Михаила Хрисанфовича Сороки, руководившего электротранспортом в самые тяжёлые военные годы, и Леонида Германовича Питкянена – человека, который на протяжении своей жизни скрупулёзно собирал всю доступную информацию по истории Оранэлы, а также являлся главным инженером трампарка на пр. Стачек. В послевоенные годы он участвовал в восстановлении Стрельнинской линии.
- Просмотр фильма Анатолия Аграфенина «Трамвай идёт на фронт», посвящённый истории работы трамвая и трамвайщиков в блокадном Ленинграде.
- Знакомство с достопримечательностями маршрута на обратном пути в Петербург. Вниманию будут представлены Троице-Сергиева пустынь, дача Миниха, дача Новознаменка, бывшая больница Фореля (в настоящее время это ДК «Кировец»), усадьба Александрино и прочие достопримечательности.
Экскурсия завершится в месте своего начала, возле памятника Блокадному трамваю.
Записаться на экскурсию необходимо до 16:00 28.06.2024 по телефону +7 981 980‑01‑93. Экскурсионная поездка 29.06.2024 является бесплатной!
Справочно.
Постройка между Ораниенбаумом и Петербургом электрической железной дороги обсуждалась с 1898 года. Создание такой линии обосновывалось необходимостью заселения городскими жителями экологически чистых районов южного пригорода, а также удобством сообщения с дачными участками петербуржцев. Путиловская конно-железная дорога возросшим потребностям не отвечала, не говоря уже о каретах и извозчиках.
21 января (8 января по старому стилю) 1916 года состоялось торжественное открытие движения на маршруте № 1 Нарвские ворота – Путиловский завод, находившемся на головном участке Ораниенбаумской железной дороги. Эта дата и считается днём рождения Оранэлы. Движение до Стрельны было открыто позднее. Участок дороги до Ораниенбаума так и не был запущен.
Трасса Оранэлы была очень живописной, особенно со стороны Финского залива после Ульянки, и пользовалась большой популярностью. Так, в середине 20-х годов Оранэла на своих трамвайчиках перевозила в выходные и праздничные дни на 25 % больше пассажиров, чем Балтийская железная дорога! Например, в 1925-м году по дороге было перевезено почти 1,8 млн человек. Правда, расположение линии среди природных ландшафтов имело и свои сложности. Случалось, что сильный ветер с залива угонял прицепные вагоны. А 23 сентября 1924 года городской участок линии от Нарвских ворот до Красненького был затоплен наводнением.
С городского трамвая пассажиры пересаживались на вагоны Оранэлы у Нарвских ворот, где был оборудован вокзал. «Трамвай-электричка» был поистине скоростной, причём не только для своего времени, но и для наших дней. Возможно, в это трудно поверить, но скорость движения вне населённых мест могла достигать…60 км/ч! При этом интервалы в движении предусматривались всего в 10 минут. Кстати, именно на Оранэле была введена первая в СССР диспетчерская система управления трамваями, благодаря чему удалось добиться увеличения скорости движения поездов. Учитывая, что Оранэла имела все признаки городского трамвая, в октябре 1929 года Народный комиссариат путей сообщения передал линию Ленинградскому отделу коммунального хозяйства для включения в общую трамвайную сеть города. Княжевский вагонный парк Оранэлы стал трамвайным парком и получил имя И.Е. Котлякова. Сегодня это Трамвайный парк № 8, который продолжает историю Оранэлы, обслуживая линию 36-го трамвая до Стрельны.