Санкт-Петербург, Средний проспект В.О., д.77
Василеостровская
По записи со среды по воскресенье
Запись на экскурсии +7(981)980-01-93 (понедельник-пятница), +7(812)321-54-05 (суббота-воскресенье)

Оранэла

С городского трамвая пассажиры пересаживались в трамваи Оранэлы у Нарвских ворот, где был вокзал.
Фото 1925 г.

 

Трамвайная история «первой русской электрички»

 

Ораниенбаумская электрическая линия (ОРАНЭЛ или Оранэла) – это уникальная пригородная железнодорожная линия, созданная в Петрограде в начале XX века вдоль Петергофской дороги, которая должна была связать Нарвскую заставу со Стрельной, Петергофом, Ораниенбаумом и Красной Горкой (общая длина - около 66 км). Весь участок первой в Российской империи пригородной железной дороги предполагалось электрифицировать, однако в полном объеме эти планы не воплотились в жизнь. Впрочем, электрификация железнодорожной линии дотянулась до Стрельны. По Стрельнинской линии пассажиров перевозили на трамваях, и это ещё один уникальный сюжет из истории «первой русской электрички».

 

Для обслуживания пригородной линии в Княжево, рядом с Автово, появился вагонный парк с мастерскими (впоследствии трамвайный парк имени Котлякова и ныне Трамвайный парк №8 на пр. Стачек, 114).

 

Депо Княжевского парка, 1916 г.

 

Для пуска движения по линии были использованы вагоны "Феникс", эвакуированные из Риги. Движение по первому участку Оранэлы от Нарвских ворот до Петергофского шоссе открылось в 1916 году.  К 1920 году железнодорожные пути были электрифицированы до Стрельны. В 1929 году Стрельнинскую линию передали ленинградским трамвайщикам и включили в общегородскую трамвайную сеть.

 

Открытие движения по маршруту Нарвские ворота - Путиловский завод, 1916 г.

 

В годы войны Стрельнинская линия была перерезана линией фронта. Движение по ней прекратилось 15 сентября 1941 года, на линии «застряло» по разным данным до 30 вагонов. В районе Княжевской подстанции из трамвайного парка вывели нагруженные мешками с камнями и песком трамваи, которыми перегородили Петергофское шоссе. В память об этом в 2007 года у въезда в трампарк установлен памятник Блокадному трамваю.  

 

15 апреля 1942 года после страшной блокадной зимы в Ленинграде снова заработал пассажирский трамвай. Среди пяти открытых маршрутов был и №9: от 2-го Муринского проспекта до Нарвских ворот. В марте 1943 г. от Нарвских ворот до путепровода у Кировского завода для перевозки рабочих было организовано движение по одному правому пути паровозом с двумя трамвайными вагонами. В обратном направлении, от завода к Нарвским воротам, поезд «Бесстрашный», как окрестили его кировцы, шёл вагонами вперёд. 18 января 1944 года была освобождена Стрельна, в декабре 1944 года трамваи начали ходить до Кировского кольца, в мае 1945 - до трамвайного парка им. И.Е. Котлякова.

 

 Баррикады из вагонов у Трамвайного парка № 8.

 

В 1953 году трамвайная линия до Стрельны была восстановлена. Конечную станцию перенесли к Константиновскому дворцу (ранее она располагалась на целую остановку дальше, у Львовского дворца).

 

В наши дни до Стрельны можно доехать на трамвае №36. А сам трамвайный маршрут №36 примечателен ещё и тем, что это единственная трамвайная линия в Петербурге, которой посвящен целый музей – Музей Оранэлы!

 

Трамваи маршрутов №№ 60 и 36 на Стрельнинской линии