Санкт-Петербург, Средний проспект В.О., д.77
Василеостровская
часы работы 10:00-18:00, касса с 10:00 до 17:00
Понедельник, вторник - выходной

Синий троллейбус

«Я в синий троллейбус сажусь на ходу, в последний, в случайный», - писал Булат Окуджава. Благодаря творчеству поэта МТБ-82, которые курсировали по всей стране с конца 40-х годов, получили своё знаменитое имя, а «Синий троллейбус» стал символом целой эпохи. Что касается экспоната из Музея городского электрического транспорта, его никак нельзя назвать случайным. Здесь он появился после долгих поисков энтузиастов, которые смогли не только отыскать раритет, но и подарить ему вторую жизнь.

Музейный троллейбус МТБ-82 был выпущен на тушинском авиастроительном заводе №82 и работал на городских маршрутах до 1967 года. Затем машину списали, и ленинградские улицы за её окнами сменились берегами Ладожского озера. Тогда «конечной станцией» для «Синего троллейбуса» стал посёлок Удальцово Ленинградской области, где на несколько десятилетий МТБ-82 сменил профессию и стал дачным сараем.  В 2004 году машину обнаружили энтузиасты, после чего редкая находка была передана в музей. По завершении трёхлетней реставрации «Синий троллейбус» вновь вернулся на улицы города. Впервые, после своего второго рождения, МТБ-82 проехал по Петербургу в ноябре 2008 года.

Стоит отметить, что МТБ-82 был первой послевоенной моделью советских троллейбусов, выпускавшейся в промышленных масштабах. И впервые несущие конструкции кузова стали изготавливать целиком из металла, у довоенных троллейбусов они были деревянными. А на пол МТБ-82 набивали рейки таким образом, чтобы зимой пассажиры могли очистить валенки от снега и защитить их от намокания. Любопытно, что по правилам проехать в «Синем троллейбусе» одновременно могли не более 65 человек: количество пассажиров было строго регламентировано. Предполагалось, что за соблюдением заведённого  порядка будет следить контролёр и даже зажигать у задней двери специальную лампочку, сигнализирующую о том, что мест нет.

К счастью, троллейбус №226, который сейчас экспонируется в Музее городского электрического транспорта – не последняя машина такой модели, которую удалось сохранить. В ремонтных мастерских хранилища находится ещё один «Синий троллейбус», который ждёт своей реставрации.