60-80-е годы
1960-80-е гг. В 60-е годы троллейбусы, как и весь остальной транспорт, перешли на бескондукторное обслуживание, а это означало, что он перестает быть транспортом повышенной комфортности. Стоимость проезда теперь единая – 4 копейки на всем маршруте, но вот количество пассажиров фиксированным быть перестало. Что создавало серьезную проблему для троллейбуса такого габарита, поскольку центральная дверь в ЗИУ-5 отсутствовала и выбраться с середины салона в часы пик было затруднительно. Существовала опытная модификация трехдверного ЗИУ-5, но в серию она не пошла, так как, во-первых, это существенно ослабляло каркас кузова, а во-вторых, уже полным ходом шла разработка следующей модели троллейбуса завода им. Урицкого - ЗИУ-9. На смену ЗИУ-5 с 1972 года приходит один из самых известных троллейбусов в мире - ЗИУ-682 (или ЗиУ-9). Всего было построено более 42 000 троллейбусов семейства ЗиУ-9, что позволило им стать самой многочисленной моделью троллейбуса в мире. Они активно шли на экспорт в Венгрию, Аргентину, Грецию, Болгарию, страны Балтии, и во многих из этих стран с успехом эксплуатируются и сегодня. По сравнению со своим предшественником ЗИУ-5, троллейбус ЗИУ-9 имеет более вместительный, лёгкий корпус вместо клёпаного алюминиевого, при этом появляется третья дверь в центре салона, которой так не хватало раньше.
C 1978 года на заводе им.Урицкого приступили к созданию сочленённых троллейбусов большей вместимости ЗИУ-10. Первый выпущенный ЗИУ-683 испытывался в Саратове и Энгельсе, где был собран, и в 1980 году был отправлен для эксплуатации в Москву.
С середины 90-х ряд предприятий России и Белоруссии начали выпуск собственных модифицированных версий ЗИУ-9. А с начала 2000-х проектирование и изготовление собственной низкопольной продукции.