«Ночь музеев» онлайн: цветовая палитра трамвайного Петербурга

Самоизоляция не повод пропускать традиционный майский выходной, посвященный музейным прогулкам. Музей городского электрического транспорта предлагает присоединиться к знаменитой акции «Ночь музеев» в виртуальном пространстве. Мы публикуем уникальные фотоматериалы разных лет, после изучения которых вы сможете изготовить аутентичные модели легендарных трамваев города на Неве. В этом также поможет наша инструкция к «мастер-классу по моделированию» в домашних условиях.
Тема «Ночи музеев», объединяющая всех участников 2020 года – «Символы». Жизнь большого, быстро растущего города изменчива. Исчезают и появляются новые детали, дома, площади, общественные пространства. Вместе с ними меняется и общественный транспорт, который неизменно встречается на фотографиях города и становится… приметой времени. Благодаря характерному, яркому облику трамваев и троллейбусов можно безошибочно датировать тот или иной снимок.
Городской электрический транспорт за более чем вековую историю менял не только модельный ряд, но и цветовую палитру, а самое главное – всегда оставался одним из неизменных символов Петербурга-Ленинграда. Цветовые схемы трамваев и троллейбусов зависели от модели вагона, моды и временного периода. Существовали стандартные заводские схемы, а также индивидуальные – в каждом парке. Схемы изменялись со временем, но, как правило, основная цветовая гамма оставалась неизменной.
![]() |
![]() |
![]() |
«Палитра» трамвайных вагонов моделей МС (слайд 1) и ЛМ-68М (слайды 2, 3)
«Бреш» (Brush) (1907-1931 гг.)
Первые вагоны для столицы Российской Империи закупались в Англии на заводе «Brush» (хотя электрический трамвай был изобретён именно в Санкт-Петербурге). Они-то и открывали в 1907 году трамвайное движение в нашем городе. Символично, что первые электрические трамваи выходили в рейс из Василеостровского трамвайного парка, часть территории которого в наши дни занимает Музей городского электрического транспорта. Менялся герб города, упрощались мелкие детали, но в целом схема окраски оставалась неизменной (схема окраски трамвайных вагонов Первой очереди и Второй очереди была аналогичной вагонам "Бреш").
МС (Моторный стальной) (1927-1968 гг.)
Первые ленинградские вагоны со стальным каркасом выпускались на заводе «Красный путиловец» (ныне – Кировский завод). Пассажиров в нашем городе они возили вплоть до 1968 года (41 год). Такие вагоны наряду с ЛМ-33 вошли в историю как блокадные или фронтовые трамваи. И "Бреш", и МС красились примерно одинаково.
ЛМ-33 («Американка») (1933-1979 гг.)
Трамваи, спроектированные в Ленинграде после знакомства с американским опытом, отличались большим размером и наличием центральной двери. В историю «Американка» вошла как самый любимый ленинградский трамвай, а также как трамвай-долгожитель: ЛМ-33 эксплуатировались более 45 лет. За время своей очень долгой эксплуатации вагоны претерпевали множество изменений, в том числе и внешних. До войны эти вагоны имели несколько иной внешний вид и другую схем раскраски, с цветной полосой под окнами. И лишь в 70-х годах, в самом конце эксплуатации, вагоны, работавшие в трамвайном парке Кировского района, стали красить сине-зелёный цвет.
|
1933-1941 гг, |
1940-е - 1960-е гг. |
|
1970-1979 гг., окончание эксплуатации |
1970-1979 гг., окончание эксплуатации |
ЛМ-47 и ЛМ-49 («Слон») (1949-1983 гг.)
За немалый вес, округлые формы и цвет слоновой кости в схеме окраски кузова пассажиры прозвали эти трамваи «Слонами». Прозвище вагоны унаследовали от модели ЛМ-47 (схожей визуально) за немалый вес, округлые формы и цвет слоновой кости в окраске кузова. Вагоны в основном работали в составе поездов. Трамваи первых выпусков часто имели по два двигателя вместо четырех и работали по одиночке (зелёный вариант расцветки). Так же наряду с зелёной существовала аналогичная красно-жёлтая схема. С годами схема окраски сильно упростилась. Кстати говоря, цветовая гамма трамвайного парка Кировского района отличилась сине-зелёным цветовым решением.
|
1950-е гг. |
1960-е - нач. 1970-х гг. |
|
1970-е - 1983 гг., окончание эксплуатации |
1970-е - 1983 гг., окончание эксплуатации |
ЛМ-57 («Стиляга») (1957-1987 гг.)
Трамваи нового поколения отличались округлыми формами и повышенной комфортностью: в салоне и кабине появились отопление и штатные мягкие сиденья. Трамвай казался непривычно «элегантным», за что горожане прозвали его ласково «Стилягой». Еще одна причина броского прозвища – как правило на маршрут выходили одиночные вагоны, что до этого было нехарактерно для трамвайного движения. Все вагоны, ещё при выпуске с завода красились в красно-жёлтую, сине-жёлтую и зелёно-жёлтую схему. Более поздние схемы окрасок, как правило, после капитального ремонта, были проще, но общее цветовое решение сохранялось.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
ЛМ-68 («Аквариум») (1968-1988 гг.)
Своё прозвище «Аквариумы» получили за прозрачные скосы крыши, которые делали салон светлым и обзорным. Чаще всего эти вагоны ходили двух -, а то и трехвагонными поездами, что по достоинству смогли оценить жители ленинградских новостроек, где транспортная проблема ощущалась особенно остро. Именно с 1970-х годов стали появляться собственные цветовые решения окраски вагонов в разных трамвайных парках.
|
1968 - нач. 1980-х гг. |
1968 - нач. 1980-х гг. |
1980-е - 1988 гг., окончание эксплуатации
ЛМ-68М («Машка»)
Один из самых массовых трамваев Ленинграда был разработан в 1973 году. Модернизированная версия вагона ЛМ-68 своё прозвище получила за литеру «М» в наименовании: М – «Машка». Новенькие вагоны ЛМ-68М, выходившие из ворот завода, в разные времена окрашивались по-разному.
|
Заводская окраска 1973-1975 гг. |
Заводская окраска 2-я пол. 1970-х гг. |
Заводская окраска 1980-е гг.
Будучи распределёнными по разным трамвайным паркам, будучи распределенными по разным паркам, вагоны перекрашивались в уникальные схемы раскраски этих парков, которые сохранялись и после капитального ремонта.
|
Т/п №1 (им. Коняшина), 1980-е гг. |
|
|
Т/п №2 (им. Леонова), 1980-е гг. |
Т/п №2 (им. Леонова), конец 90-х - нач. 2000-х |
|
Т/п №3 (им. Блохина), 1980-е гг. |
Т/п №3 (им. Блохина), 80-е - 90-е гг. |
|
Т/п №4 (им. Смирнова), 80-е гг. |
Т/п №4 (им. Смирнова), 1990-2000-е гг. |
|
Т/п №5 (им. Калинина), 1980-1990-е гг. |
Т/п №5 (им. Калинина), 2000-е гг. |
|
Т/п №5 (им. Калинина), 2000-е гг. |
Т/п №5 (им. Калинина), 2000-е гг. |
|
Т/п №6 (им. Скороходова), 1980-е гг. |
Т/п №6 (им. Скороходова), 1990-2000-е гг. |
|
Т/п №7 (им. Володарского), 1990-е гг. |
Т/п №7 (им. Володарского), 2000-е гг. |
|
Т/п №7 (им. Володарского), 2000-2010-е гг. |
Т/п №7 (им. Володарского), 2010-е гг. |
|
Т/п №8 (Кировского р-на), 1980-2000-е гг. |
|
|
Т/п №9 (им. Котлякова), 1980-е гг. |
Т/п №9 (им. Котлякова), 1990-е гг. |
КТМ-5М3 (1982-2007 гг.)
Вагоны, выпущенные на Усть-Катавском заводе - КТМ-5М3, начали появляться в 1983 году и работали, в основном, на севере города. Так как большую часть времени своей эксплуатации они находились в одном парке, то и схема у них отличилась не сильно.
|
Заводской вариант окраски |
Окраска к. 80-х - н. 90-х |
Окраска в 1990-е гг.
ЛВС-86 (1986 г. - н.в.)
В 80–90-е годы XX века на ВАРЗе активно выпускались сочлененные вагоны, самым крупносерийным из которых стал ЛВС-86. Эти вагоны до сих пор составляют большую часть трамвайного парка Санкт-Петербурга. Само собой, учитывая массовость вагона, он получил разнообразное цветографическое оформление, что можно увидеть и в наши дни.
Заводская окраска 1987 - конец 1990-х гг.
|
Окраска "лиговская" (с 2007 г.) |
Окраска "матрас" (c 2003 г.) |
|
Окраска "володарская" (прим. с 2010-х) |
Окраска "володарская" (прим. с 2010-х) |
|
Окраска примерно с середины 2010-х гг. |
|
ЛВС-97 (1997 г. - н.в.)
Сочленённый двухсекционный трамвай, созданный в конце 90-х гг. В настоящее время, красятся аналогично ЛВС-86 (см. выше).
![]() |
![]() |
Заводская окраска 1997 г. - начало 2000-х
ЛМ-99 («Кузнечик»)
Своё прозвище получил за заводской яркий зелёный окрас. Впоследствии вагоны были перекрашены в более привычные для Петербурга цвета.
Заводская окраска 1999 - начало 2000-х гг.
|
Окраска до конца 2000-х гг. |
Современный вариант окраски |
ЛМ-99АВ/ЛМ-99АВН («Пчёлка»)
Модернизированная версия ЛМ-99 с более обтекаемыми формами и низкопольной задней площадкой
![]() |
![]() |
Заводская окраска 2006-2010 гг.
![]() |
![]() |
Современная окраска
В материале использованы фотографии
из архива Музея городского электрического транспорта:
H.Oerlemans, M.Taplin, R.Groote, R.Leichsenring, А.Оландер,
В.Валдин, А.Максимов, О.Соколов, С.Мурашов, А.Бараш,
Д.Деревянкин, В.Степанов, А.Шанин, М.Блескин, М.Фомина

.jpg)
.jpg)


.jpg)
.jpg)
.jpg)
.jpg)
.jpg)
.jpg)
.jpg)
.jpg)
.jpg)
.jpg)
.jpg)
.jpg)
.jpg)
.jpg)
.jpg)
.jpg)
.jpg)
.jpg)
.jpg)
.jpg)
.jpg)
.jpg)
.jpg)
.jpg)
.jpg)
.jpg)
.jpg)
.jpg)
.jpg)
.jpg)
.jpg)
.jpg)
.jpg)
.jpg)
.jpg)
.jpg)
.jpg)
.jpg)
.jpg)
.jpg)
.jpg)
.jpg)
.jpg)
.jpg)
.jpg)
.jpg)
.jpg)
.jpg)
.jpg)
.jpg)
.jpg)
.jpg)
.jpg)
.jpg)
.jpg)
.jpg)

